1

Тема: Как вести диалог с малышом

[size=16]В контакте с младенцем[/size]

[size=12]Как вести диалог с малышом, который не умеет говорить и даже взгляд сфокусировать пока еще не может?

В семье появился ребенок, и на маму разом обрушивается шквал забот. Беспокойные ночи, череда кормлений, переодеваний, а кроме того, готовка, уборка, магазины. Когда общаться? Например, когда вы кормите кроху, делаете гимнастику, укладываете его спать. Рассказывайте малышу, чем именно сейчас заняты. Не важно, что ребенок не поймет смысла слов, зато он всегда рад слышать вас и всячески показывает это. Мамин голос успокаивает, как все привычное.

Что делать?
Это зависит от возраста.
Но есть формы общения, которые подойдут всем детям.

Ритмичные стишки и песенки
Они легко воспринимаются на слух и запоминаются. Так, песенка может соответствовать определенному ритуалу, например умыванию.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Младенец привыкает к тому, что, услышав знакомые звуки, нужно быть готовым к определенным действиям мамы. Его радует эта игра.
Петь можно и на ночь. Каждому хорошо знакома песенка из передачи «Спокойной ночи, малыши!».
Спят усталые игрушки,
Книжки спят,
Одеяла и подушки
Ждут ребят,
Даже сказка спать
ложится,
Чтобы ночью
нам присниться,
Глазки закрывай,
Баю-бай...

В сказке можно
покататься
На Луне
И по радуге промчаться
На коне,
Со слоненком
подружиться
И поймать перо
Жар-птицы.
Ты ей пожелай —
Баю-бай.

Баю-бай, должны
все люди
Ночью спать,
Баю-бай, назавтра
будет
День опять,
За день мы устали
очень,
Скажем всем
«Спокойной ночи!»,
Спи — засыпай,
Баю-бай...
Колыбельные обычно монотонные и спокойные, под них хорошо засыпать.

Что мы делали — расскажем...
Считаете это бессмысленным? Безусловно, кроха не в состоянии уловить, что именно вы говорите, но он быстро начинает понимать: сказанное адресовано ему. Ребенок учится копировать звуки. Рассказывая малышу о том, что видите, вы даете эталон речи, что очень важно для дальнейшего речевого развития.

Сгладим неприятность
Детям не нравятся прививки, другие болезненные медицинские процедуры, равно как и долгие отлучки мамы. Можно подробно «поговорить» с малышом, объясняя, что происходит, когда все закончится, когда вернется мама и, главное, как относится к происходящему взрослый. Дитя в этом случае реагирует на тон вашего голоса, который передает чувства. Хорошо, если такие «разговоры» войдут в привычку с первых дней. Они сделают ваши отношения доверительными, ведь малыш будет знать, что с его чувствами считаются.

Разговор плюс контакт глаза в глаза в любую свободную минуту
Ласкового голоса и маминой доброй улыбки ребенку вполне достаточно для хорошего настроения. Не забывайте об этом, когда переодеваете кроху, купаете, делаете массаж или приветствуете его пробуждение.

Часы кормления
Грудное вскармливание важно для малыша не только потому, что он получает лучший в мире продукт питания. В такие минуты происходит психологический контакт между мамой и ребенком. В возрасте 2—3 месяцев младенец начинает соединять образ мамы с теплом, уютом и спокойствием.

Самый первый год
На каждой возрастной ступени есть свои особенности общения с малышом.
0—2 месяца
Первая веха в общении мамы с ребенком — психологическая улыбка, или «комплекс оживления» (не путать с физиологической улыбкой, появляющейся почти сразу же у сытого заснувшего новорожденного). Возраст появления — 1,5—2 месяца. «Комплекс оживления» имеет несколько составляющих. Они возникают, как только в поле зрения малыша появляется мама или другой близкий человек.
— Фиксация взгляда на лице взрослого.
— Улыбка.
— Приветствие взрослого звуками.
— Активные движения ручками и ножками.

Задача ребенка этого возраста — научиться фиксировать взгляд на взрослом, от-личать маму от папы. Важно привлекать внимание малыша голосом, побуждая его поднять на родителя взгляд и зафиксировать его. Сначала взор крохи задержится на вас совсем ненадолго, но этот период с каждым разом будет увеличиваться. Расстояние, с которого малышу проще разглядывать лицо взрослого, — 50 см.

Если ребенок плачет
Пока малыш в основном информирует маму о своих желаниях плачем. Не спешите сразу же давать крохе соску. «Поговорите» с ним, стараясь понять, что вызвало дискомфорт, а крохе — дайте возможность привыкнуть к тому, что с ним общаются.
Каковы же причины плача?
— Хочет в туалет. Младенцы часто испытывают дискомфорт, когда хотят облегчиться. Малыш начинает копошиться, кряхтеть. Как ему помочь? Снимите подгузник (смена температуры поможет пописать) или возьмите кроху на руки и приласкайте. Готовясь к «большому делу», малыш может характерно кряхтеть. Помассируйте животик по часовой стрелке или прижмите ножки к животу.
— Газики. Кроха может выгибаться дугой, кряхтеть. Первая помощь — массаж, специальная гимнастика, теплая пеленка на живот, ношение малыша на руках. Не помогает? Обратитесь к педиатру. Такая проблема проходит к 3 месяцам.
— Хочет на руки. Ребенок привык за 9 месяцев в мамином животе к замкнутому пространству, к ритму вашей походки, звуку голоса, запаху и вкусу околоплодных вод, на которые так похоже молозиво и молоко. Отказываясь взять малыша на руки, вы пытаетесь резко перестроить среду обитания младенца. Вот он и плачет! Некоторые дети первое время вообще не могут спать вне рук. Что делать? Слинг позволит крохе спать у ва-шей груди и развяжет руки вам. Вскоре малыш, с первых минут жизни уверенный, что его главный тыл всегда рядом, начнет спокойно отделяться от мамы.
— Он проголодался. Обычно ребенок начинает характерно причмокивать губами и вертеть головой.
— Кроха замерз. Потрогайте, теплый ли малыш. Если холодные только ручки или ножки (это обычно для младенцев), достаточно надеть носочки и укрыть ручки. Еще один слой одежды надевать не надо.
— Малышу жарко. Проверьте, насколько кроха теплый. Помните, перегрев намного хуже, чем легкая прохлада.
— Колики. Они появляются в возрасте 2—3 месяца. Ребенок при этом сильно плачет и долго не успокаивается. Помогает долгое ношение на руках или в слинге.

Это далеко не все причины плача, а с возрастом появляются новые. Но плачем ребенок пытается что-то сказать вам, он ведь не может сделать это по-другому. Прежде чем начать искать универсальное успокоительное, важно понять причину.

2—4 месяца
Ребенок начал улыбаться маме, скоро очередь дойдет до папы и других домочадцев. С каждым разом малыш делает это все радостнее, звуки становятся громче, появляется эмоциональная окраска. Ребенок узнает близких и всматривается в незнакомые лица. Сейчас важно продолжать привлекать внимание крохи голосом. Попробуйте аккуратно чуть приближаться и удаляться от него, а малыш станет следить за вами взглядом. Важно не напугать кроху резким появлением незнакомых людей. Когда малыш у вас на руках, ему спокойнее наблюдать за кем-то. Не оставляйте младенца лежать в одиночестве без дела, когда он бодрствует. Кроха не спит? Повесьте яркие игрушки, которые он может достать. Постойте рядом и потеребите их, извлекая звуки. Увидели, что игрушки привлекли внимание малютки, — отправляйтесь по своим делам.

4—6 месяцев
Малыш начинает переворачиваться, готовиться к ползанию. Теперь ваше общение требует другой формы. Например, покажите новую игрушку, как снимается с липучки человечек, какие интересные детали есть на коврике... Демонстрируя интересный предмет, отведите его, чтобы кроха попытался его достать, перевернулся, а со временем — и пополз.

6—8 месяцев
Ребенок пробует активно передвигаться. Он может самостоятельно достигнуть цели. Вокруг него уже много игрушек, которые способствуют интеллектуальному развитию. Простая пирамидка учит малыша координировать движения. Но тут не обойтись без вашего участия. Соберите на глазах у ребенка пирамидку. Очень скоро кроха ее разберет. Этот цикл будет повторяться, пока ребенок не повторит за мамой и не наденет сам первое колечко. Малышу интереснее изучать любую игрушку, если рядом мама. В том же возрасте ребенок начинает тянуть ручки, как бы говоря маме, что он хочет к ней. Даже если вы не можете в этот момент взять кроху на руки, просто покажите, что поняли его желание пообщаться.

8—12 месяцев
У ребенка все больше способов «сказать» о своих желаниях. Он тянет к маме руки, показывает на предметы, выражает желание двигаться к ним. От вас требуется узнать желания малыша и показать, что его поняли. Так вы подкрепляете мотивацию крохи осваивать новые навыки. С помощью мамы ребенок знакомится с предметами взрослого мира, например с ложкой или горшком. Многократно, но ненавязчиво покажите, что с ними делать. Малыш к году начинает различать предметы по названиям. Кроха уже понимает, когда его просят что-то дать.

Лучше всего малыш развивается в игре. Вложите в его руки игрушку, а затем попытайтесь забрать, приговаривая: «Дай, дай, дай, дай!» Затем возвратите игрушку, говоря: «На, на, на!» Таковы первые шаги к овладению речью.

После года ребенок может заговорить в любой момент. Создавайте ему стимулы для общения. Многие мамы так хорошо чувствуют своих детей, что по виду ребенка понимают, какую игрушку ему дать, хочет ли он есть или пить. В этом случае у малыша нет стимула говорить, ведь его и так понимают. Пусть кроха покажет, что он хочет, чтобы ему дали, приговаривая при этом: «Дай!», либо называйте предмет, который хочет малыш, постепенно предлагая повторять за вами звуки. Учтите, что все должно напоминать игру, которая нравится младенцу. У крохи появляются зачатки речи, развернутой она еще не бывает, до этого надо дорасти.

Как видите, форм доречевого общения много, и очень важно использовать их с самого рождения ребенка. [/size]